Монополия

Монополия

Монополия (в экономике) [monopoly] — ситуация на рын­ке, когда фирма, называемая «монополистом«, полностью контролирует предложение определенного блага (товара или услуги) и для покупателя не существует более или менее близкого взаимозаменяемого с ним блага. Эта формулировка относится к абсолютной монополии — теоретическому понятию, которое вряд ли можно обнаружить в жизни. Реальная же монополия неизбежно содержит некоторые черты, свойственные конкурентному рынку. (См. например, Монополистическая конкуренция).

Практически неизбежной чертой М., особенно ярко проявившейся в монополистической практике советских отраслевых министерств, а также в чрезмерной специализации производства, приводившей к тому, что многие виды продукции выпускались единственными на всю страну предприятиями, является тенденция к занижению объемов выпуска (производства) и повышению цен.

Тенденция монополий к  угнетению рынка, завышению цен и получению за счет этого монопольной прибыли вынуждает государство разрабатывать и включать в свою экономическую политику антимонопольные законы и мероприятия, создавать специальные антимонопольные ведомства и т.п. С другой стороны, производственная и финансовая мощь многих монополий  позволяет им играть ведущую роль в научно-техническом. прогрессе, снижать издержки, используя. эффект масштаба, и  способствовать общему экономическому росту своих стран.

В условиях рыночного хозяйства монопольное положение может возникать, во-первых, в случае, когда фирма достаточно велика, чтобы вести эффективное производство (см. Эффект масштаба), тогда как для других возможных конкурентов такие размеры недостижимы, во-вторых, в результате установления ценовых барьеров для вступления «новичков» в рынок (например, если издержки монополиста позволяют без убытка поддерживать столь низкие цены, что для других они были бы убыточны), в-третьих, при реализации патентных прав на исключительное использование новой технологии; наконец, в ряде случаев складывается так называемая локальная монополия в результате высоких издержек транспортировки для сторонних фирм, которые хотели бы торговать на местном рынке, удаленном от них территориально. См. также: Естественная монополия,  Лернера коэффициент, Локальная (местная) монополия, Монополистическая конкуренция, Монопольная власть, Монопольная цена.


Экономико-математический словарь: Словарь современной экономической науки. — М.: Дело. . 2003.

Игры ⚽ Поможем написать курсовую
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "Монополия" в других словарях:

  • МОНОПОЛИЯ — (греч.: этим. см. предыд. сл.). Исключительное право государства на производство или продажу каких либо предметов, или же предоставление им исключительного права торговли кому либо; захват торговли в одни руки, в противоположность свободной… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • МОНОПОЛИЯ — (monopoly) Рыночная структура, при которой на рынке присутствует только один продавец. О естественной монополии можно говорить, если эксклюзивное положение монополиста является результатом либо исключительного права на обладание некоторым… …   Экономический словарь

  • Монополия — (monopoly) Рынок, на котором действует единственный продавец (производитель). В том случае, когда имеется единственный продавец и единственный покупатель, ситуация называется двусторонняя монополия (bilateral monopoly) (cм. также:… …   Словарь бизнес-терминов

  • МОНОПОЛИЯ — исключительное право производства, торговли и т.д., прина длежащее одному лицу, определенной группе лиц или государству; вообще исключительное право на что либо. МОНОПОЛИЕЙ называют также крупную фир му, имеющую решающую роль в какой либо сфере… …   Финансовый словарь

  • монополия — См …   Словарь синонимов

  • МОНОПОЛИЯ — МОНОПОЛИЯ, монополии, жен. (от греч. monos один и poleo продаю). Исключительное право на производство или продажу чего нибудь (юр., экон.). Монополия внешней торговли есть одна из незыблемых основ политики советского правительства. Страховая… …   Толковый словарь Ушакова

  • Монополия — вариант несовершенной конкуренции, при котором на рынке товара (услуги) присутствует один крупный продавец, за счет своего положения способный влиять на цены. Прочие продавцы намного меньше и не в состоянии оказывать влияние на рынок. Частный… …   Банковская энциклопедия

  • МОНОПОЛИЯ — (от моно... и греческого poleo продаю), 1) исключительное право производства, торговли, промысла и т.д., принадлежащее одному лицу, определенной группе лиц или государству; в широком смысле исключительное право на что либо. 2) Монополия в сфере… …   Современная энциклопедия

  • Монополия — (monos единый и pwlew продаю) по буквальному смыслуисключительное положение, в которое поставлен единственный продавецкакого нибудь товара, раз на него существует более или менее сильныйспрос. Но в таком же положении может находиться и… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • Монополия — (от моно... и греческого poleo продаю), 1) исключительное право производства, торговли, промысла и т.д., принадлежащее одному лицу, определенной группе лиц или государству; в широком смысле исключительное право на что либо. 2) Монополия в сфере… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»